ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ - механическое транспортное средство с паровым двигателем. Паровые автомобили были наиболее популярны во второй половине 19-го и начале 20 веков.
Первые опыты с паром в качестве средств передвижения проводилась еще в 17 веке. Силовое действие давление воздуха открыл в 1643 г. эвангелист Торричелли. Идею применения силы пара для движения экипажа предлагал английский ученый Исаак Ньютон в 1663 г. На тележку ставится сосуд с водой. При нагревании воды образуется пар, который выходя через узкое отверстие создает реактивную силу, толкающую тележку. В 1780 г. голландец Кристиан Гюйгенс спроектировал первую силовую паровую машину, которая работала на принципе расширения газов в цилиндре.
Во второй половине XVIII - начале XIX веков идея парового экипажа кажется одной из самых перспективных. В Англии, Франции, США они строили действующие модели и экспериментировали с ними.
"Паровая телега", изготовленная в 1769 г. французским военным инженером Николо - Жозефом Кюньо в Париже, могла двигаться со скоростью 3,6 км/ч. Емкость перового котла и запасы воды хватало на 12-15 мин. движения. За это изобретение он получил награду - 20 тыс. франков.
Второе транспортное средство ("большая телега") Кюньо изготовил в 1770 г. и оно находится в Музее произведений искусства и предметов быта в Париже.
В 1830 г. в России петербургский лафетный мастер Константин Янкевич предложил проект парового автомобиля с проектной скоростью 30 км/ч.
Первый паровой экипаж появилcя на улицах Лондона в 1802 г. Он мог перевозить 10 паccажиров. В первой половине XIX века в Англии появились более совершенные паровые экипажи. Они служили для перевозки пассажиров. Некоторые экипажи совершали даже регулярные рейсы между городами.
В 1860 г. Амоc Черепанов (племянник Ефима Черепанова - одного из cоздателей руccкого паровоза) cконcтруировал cамоход-тягач, получивший название "паровой cлон", который работал в течение неcкольких лет на Урале, в районе Нижнего Тагила. В 1873 г, на заводе Мальцева (Калужской обл.) было собрано 7 паровых тягачей. Тягач массой около 8100 кг, имел двигатель мощностью 10 л. с. Он мог транспортировать по грунтовым дорогам десять прицепов с общей нагрузкой до 19 т. Скорость двигателя поезда составляла 6 км/ч,
В конце XIX века паровые автомобили были также популярны, как и с двигателем внутреннего сгорания. Они продолжали совершенствоваться и применялись для перевозки людей и грузов.
В журнале "Самокат" N 202 за 1898 г. были приведены данные о разных автомобилях.
1. Паровой автомобиль, рассчитанный на 100 км по 30 км/ч, весит 100- кг (вода и уголь - 250 кг, котел - 150, карета - 350 и 4 пассажира - 200 кг). Угля будет израсходовано приблизительно на 30 коп., что составит 0,3 коп на 1 км.
2. В бензомоторе нет котла, кроме того, здесь меньше требуется воды, зато сам двигатель тяжелее (воды и бензина для развития той же энергии - 100 кг, двигатель - 150). Весь экипаж в этом случае будет весить всего 800 кг; значит, с точки зрения веса бензомотор выгоднее, но бензин вдвое дороже пара (1 км обходится в 0,61 коп.).
Паровые автомобили использовались до Первой мировой войны и даже после нее.
На главную
|